Близкие дороги океана

Формы перехода освободившихся стран к социализму

где уже накопленный опыт развития по некапиталистическому пути убеждает в необходимости проводить более реалистическую политику в экономической области. Этот вопрос не простой. С одной стороны, как свидетельствует опыт некоторых стран (например, Бирмы и Гвинеи), сплошная национализация частной собственности, включая сферу торговли и обслуживания, вызвала серьезные экономические трудности в этих странах, порождающие политическое недовольство масс.

Это обстоятельство выдвигает объективную необходимость и целесообразность допущения временно и в определенных рамках частного сектора. В самом деле, если в экономически более развитых странах, вставших на путь социалистического развития, при строительстве социалистической экономики нельзя было полностью обойтись без известного допущения частного сектора (нэп в Советском Союзе, частный сектор в ГДР, Польше и т. д.), то это тем более справедливо для стран Азии и Африки, находящихся на чрезвычайно низком экономическом уровне.

Не только в области индустриальной, но и в области политической демократии представители социалистической мысли в развивающихся странах не выдвинули пока своих оригинальных форм демократии Заявления о том, что «мы не должны слепо следовать социалистическим методам, которые имели место в Западной Европе или Советской России, где условия совсем другие, чем в Африке», как правило, не сопровождаются позитивным вкладом того или иного теоретика в разработку собственных форм перехода к социализму, которые отвечали бы африканским или азиатским условиям, их историческому прошлому и традициям.

"Надо сказать, что теоретическая разработка проблем так называемого «национального социализма», и в особенности условий и форм перехода освободившихся стран к социализму, находится пока в зачаточном состоянии. Представители социалистических течений в развивающихся странах часто сводят социализм к руководящей роли государства в экономике. О других принципах социализма говорится очень мало Основные усилия затрачиваются не на теоретическую разработку позитивных социалистических концепций, а на определение таких черт, которые отличают социалистические течения в развивающихся странах от подлинной теории научного социализма.

Обычно выделяют три такие основные отличительные черты.

Во первых, отрицается существование классов и необходимость классовой борьбы Высказывается мнение, что в странах Азии и Африки можно построить социалистическое общество не путем революционного преобразования эксплуататорского строя, а путем морального усовершенствования людей, в результате чего господствующие классы добровольно откажутся от своих богатств и привилегий.

Вопрос о классовой борьбе как объективном и необходимом условии, лежащем в основе развития эксплуататорского общества, часто подменяется вопросом о том, каким путем должны преодолеваться классовые антагонизмы — мирным или немирным. Вероятно, условия, которые объективно сложились в большинстве развивающихся стран, дают возможность решить классовые противоречия мирным путем, без насильственных столкновений. Но это особый вопрос. В данном случае речь идет не о той или иной форме преодоления классовых противоречий, а о признании существования классов и объективной необходимости классовой борьбы.

Во-вторых, говорится о необходимости поставить религию на службу социализму При этом подчеркивается, что религия, и в частности ислам, не только не противоречит социалистическим принципам, но имеет очень много общего с социализмом. Тем более, что и у ислама, и у социализма, заявляют некоторые сторонники социалистических доктрин, один общий враг — капитализм и колониализм Они полагают, что вера в ислам не только совместима с установлением социалистического строя, но и может явиться стимулом установления такого строя, ибо никто не осмеливается выступать открыто во имя ислама против социализма. А для широких масс все антисоциалистическое является антимусульманскими.

Однако в разговорах о необходимости учитывать и бережно относиться к религиозным чувствам и настроениям масс (ибо вера в ислам не мешает трудящимся, в том числе и рабочему классу,

123[4]5
Оглавление

Аннотация
Океан... С незапамятных времен людей завороживала и пугала эта неизмеримо глубокая темно-синяя пучина, скрывающая за неизвестность... Недаром столько легенд и мифов, дошедших до нас из тех веков, связано с океаном. И лишь сегодня, благодаря развитию науки и техники, океан открывает человеку свои тайны.

Наши друзья