Близкие дороги океана

Формы перехода освободившихся стран к социализму

В этом документе говорится: «Резкие классовые различия, существовавшие некогда в Европе, не имеют места при африканский социализме и никакой параллели в африканском обществе Классовая проблема не возникала в традиционном африканском обществе и не существует сегодня среди африканцев».

Вопрос о возможности использовать сельскую общину в интересах строительства социализма в Африке действительно имеет актуальное значение для некоторых стран Африки. Однако вряд ли можно согласиться с теми, кто абсолютизирует сельскую общину, считая ее чуть ли не центральной проблемой всех африканских стран. Так, например, американский социолог У. Дрю утверждает, будто «превращение традиционной сельской экономической группы — семьи, клана или деревни — в современную высокопроизводительную организацию является центральной проблемой каждой африканской программы развития». По его мнению, африканская идея социализма состоит в том, что традиционные формы могут быть превращены легко и просто в крупные технологически прогрессивные формы, если государство обеспечит руководство и предоставит машины.

Известный советский африканист И. И Потехин допускал, что африканская сельская община может послужить связующим звеном для непосредственного перехода к социализму, минуя капитализм, может стать исходным пунктом некапиталистического развития и построения социализма. Правда, при этом он подчеркивал, что «решающим является наличие внутренних сил, способных возглавить движение по этому пути, т. е. в чьих руках в конечном итоге окажется власть, какая партия возглавит правительство».

Как известно, теоретически этот вопрос достаточно всесторонне освещался в марксистской литературе В свое время перед Россией практически открывалась возможность перехода к социализму через сельскую общину, минуя капиталистическую стадию Русские революционные демократы видели в сельской общине зародыш социализма К. Маркс, который был знаком со взглядами русских революционных демократов, и в частности со взглядами Чернышевского, писал по этому поводу «Должна ли Россия, как того хотят ее либеральные экономисты, начать с разрушения сельской общины, чтобы перейти к капиталистическому строю, или же наоборот, она может, не испытав мук этого строя, завладеть всеми его плодами, развивая свои собственные исторические данные. Он высказывается в смысле этого последнего решения».

Основоположники марксизма высказывались в пользу возможного при определенных условиях преобразования общества на социалистических началах, исходным пунктом которого может стать сельская община. В предисловии К Маркса и Ф Энгельса ко второму русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» говорится «Спрашивается теперь может ли русская община – эта, правда, сильно уже разрушенная форма первобытного общего владения землей — непосредственно перейти в высшую, коммунистическую форму общего владения? Или, напротив, она должна пережить сначала тот же процесс разложения, который присущ историческому развитию Запада?

Единственно возможный в настоящее время ответ на этот вопрос заключается в следующем. Если pycская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития».

В условиях современной африканской действительности теоретически не исключено, что сельская община может явиться основой и исходным пунктом некапиталистического развития. Но практически такая возможность существует далеко не во всех странах Тропической Африки, так как по мере развития товарно-денежных отношений и товарности сельскохозяйственного производства земельная крестьянская община все более распадается. Поэтому те авторы, которые говорят сегодня о социалистическом характере традиционного африканского общества, желаемое выдают за действительное.

Очевидно, прав один из авторов книги «Политические силы в Черной Африке», полемизируя с теми, кто полагает, что «африканские коллективистские традиции облегчают установление современных социалистических структур».

1[2]345
Оглавление

Аннотация
Океан... С незапамятных времен людей завороживала и пугала эта неизмеримо глубокая темно-синяя пучина, скрывающая за неизвестность... Недаром столько легенд и мифов, дошедших до нас из тех веков, связано с океаном. И лишь сегодня, благодаря развитию науки и техники, океан открывает человеку свои тайны.

Наши друзья