Близкие дороги океана

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

«Мы выступаем за средний путь, — пишет Леопольд Сенгор, — демократический социализм, социализм, который объединяет духовные ценности, социализм, связанный со старым моральным течением французских социалистов. Мы исторически и культурно связаны с этим направлением. А французские социалисты — от Сен-Симона до «Человеческой лестницы» Леона Блюма — не такие утописты, как о них говорят. Как идеалисты они отвечают потребностям негро-африканской души, потребностям людей всех рас и всех стран».

За рассуждениями о «третьем пути», за который ратует Л. Сенгор, скрывается та же попытка перенести на африканскую почву широко распространенные на капиталистическом Западе буржуазно-реформистские представления о социализме. Не удивительно поэтому, что идеи «африканского социализма» в том виде, как их трактует Л. Сенгор, не встречают в Африке понимания и поддержки.

По мнению некоторых буржуазных исследователей, представители молодого поколения африканцев подвергают критике сенгорскую версию социализма, обвиняя его «в теоретизировании скорее для французской аудитории, чем исходя из африканского опыта. Они расходятся с политической практикой Сенгора, утверждая, что социализм, используемый для объяснения своей политики правительством, которое поддерживало французскую позицию в Алжире и сохраняет французские базы и большинство французских технических специалистов на высших постах в государстве, не может быть социализмом, приемлемым для настоящих африканских патриотов».

Разумеется, неправильно было бы рассматривать «африканский социализм» как некое цельное учение, которым руководствуются в своей деятельности молодые освободившиеся государства Африки. Расхождения в понимании социализма, в толковании его принципов и особенно в претворении этих принципов на практике весьма существенны. И тем не менее можно наметить ряд сходных моментов, характеризующих «африканский социализм» как определенное идеологическое и политическое направление. Каковы эти общие черты?

По мнению ганского публициста Кофи Батса, «африканскому социализму» присущи шесть характерных общих черт. 1) он отвергает власть монополистического капитала, 2) приемлет смешанную экономику как постоянную черту социализма, 3) отрицает существование классов в Африке и выдвигает идею нейтрального государства; 4) отстаивает многопартийную систему, где это возможно, или однопартийную, когда партия открыта для всех, независимо от взглядов, особенно отрицая какую-либо авангардную роль; 5) африканский отпечаток на этой теории состоит в романтическом толковании нашей традиционной морали и культуры, 6) позитивное неприсоединение рассматривается как нейтралитет.

Сторонники «африканского социализма» рассматривают его прежде всего как доктрину, призванную обосновать возможность «третьего пути», лежащего между капитализмом и научным социализмом. В то же время «африканский социализм» нередко изображается как имеющий универсальный характер, как синтез «социализации и персонализации», как «симбиоз самых плодотворных элементов всех цивилизаций».

«Африканский социализм» в представлении его приверженцев — это в основном политическая система, больше обращенная в прошлое Африки, чем к ее настоящему и будущему. Некоторых авторов вопрос о модернизации традиционного африканского общества волнует куда сильнее, чем проблема развития производительных сил как решающее условие строительства нового общества.

В тех случаях, когда речь заходит об экономическом развитии африканских стран, то оно понимается либо как превращение натурального хозяйства в товарное производство, либо как создание «экономики потребления». Главными чертами «африканского социализма», по мнению составителей программного документа «Африканский социализм и его применение в планировании в Кении», являются: «1. Политическая демократия. 2. Взаимная социальная ответственность. 3. Разнообразие форм собственности. 4. Система различных форм контроля, цель которых обеспечить использование собственности во взаимных интересах общества и его членов. 5. Децентрализация собственности, дабы избежать концентрации экономического имущества. 6. Прогрессивные налоги, чтобы обеспечить справедливое распределение богатств и доходов». К тому же, как утверждают авторы, «первая, вторая, третья и четвертая черты непосредственно восходят к африканским традициям».

Оглавление

Аннотация
Океан... С незапамятных времен людей завороживала и пугала эта неизмеримо глубокая темно-синяя пучина, скрывающая за неизвестность... Недаром столько легенд и мифов, дошедших до нас из тех веков, связано с океаном. И лишь сегодня, благодаря развитию науки и техники, океан открывает человеку свои тайны.

Наши друзья