Близкие дороги океана

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

повышение занятости населения, эффективное использование природных ресурсов и т. д. В них признается даже преимущество планового ведения хозяйства как необходимое условие быстрого экономического развития страны. Однако этот экономический подъем авторы программных документов надеются обеспечить, по существу, капиталистическими методами, при помощи неограниченного привлечения иностранного капитала.

В программном документе «Африканский социализм и его применение в планировании в Кении» говорится, в частности, что «мы должны брать займы у иностранных государств и международных организаций и стимулировать приток частного капитала из-за границы». Для того чтобы не «отбить охоту к новым частным инвестициям», авторы предлагают воздержаться от национализации иностранной собственности. По их мнению, национализация полезна лишь тогда, когда «частная собственность угрожает безопасности или препятствует объединению нации... Когда другие более дешевые средства регулирования экономики недоступны или малоэффективны».

Одновременно подчеркивается необходимость поощрять развитие национального капитала. «Если человеческое достоинство и свобода будут сохранены, следует обеспечить простор для деятельности индивида как в сфере потребления, так и в сфере накопления».

Внимательное изучение указанного документа не оставляет сомнения в том, что его авторы отдают предпочтение капиталистической системе, которую они хотели бы лишь несколько модифицировать и приспособить к местным условиям, хотя и оговаривают постоянно, что они отрицают «как западный капитализм, так и восточный коммунизм». Естественное стремление всесторонне использовать традиционные африканские формы приводит авторов к противопоставлению «африканского социализма» «европейскому социализму», к утверждению того, что острые классовые противоречия и конфликты, характерные для стран Западной Европы, не имеют якобы места в «традиционном африканском обществе».

Ту же мысль высказывает и Том Мбоя, один из кенийских идеологов «африканского социализма», который также считает, что «африканский социализм имеет совершенно отличную от европейского социализма историю». «Европейский социализм, — пишет он, — порожден аграрной и промышленной революциями, которые разделили общество на землевладельцев и капиталистов, с одной стороны, и безземельных крестьян и пролетариат — с другой. Такого деления на классы не существует в Африке, где государства сложились в нации под давлением массовых движений и где правительства состоят из руководителей рабочих и крестьян, тогда как Европой правила аристократия».

Сильное влияние Запада сказалось и на формировании взглядов идеологов «африканского социализма» в Сенегале, и в частности Л. Сенгора. Главным источником идей Сенгора являются работы патера Тейлара де Шардина. Как ученый иезуит, изучавший естественные науки, Тейлар принимал за доказанное различные научные открытия, хотя бы и противоречащие католическому вероучению, и пытался совместить эти открытия с религиозным мировоззрением за счет признания неправильности некоторых церковных постулатов.

Это привело Тейлара к тому, что, вопреки принципиальному отрицанию Ватиканом социализма, он выдвинул тезис о социализме как логическом этапе развития человеческого общества, о социализме духовном, социализме личности. Распространение идей Тейлара в некоторых клерикальных кругах французской интеллигенции, особенно в 50-х годах, оказало влияние на идеологическое формирование взглядов Л. Сенгора и некоторых других сенегальских руководителей. Однако главным своим учителем Л. Сенгор считает Тейлара. В духе своего учителя Сенгор определяет социализм как «рациональную организацию человеческого общества, рассматриваемого в качестве единого целого в соответствии с самыми современными научными и эффективными методами».

Термин «африканский социализм», впервые введенный в оборот Л Сенгором в конце 40-х годов, должен был означать, что его концепция социализма основывается большее на африканском, чем на французском, социализме. На этом он строит свою аргументацию в защиту особого, так называемого «третьего пути», который отвечает якобы потребностям негро-африканской души.

Оглавление

Аннотация
Океан... С незапамятных времен людей завороживала и пугала эта неизмеримо глубокая темно-синяя пучина, скрывающая за неизвестность... Недаром столько легенд и мифов, дошедших до нас из тех веков, связано с океаном. И лишь сегодня, благодаря развитию науки и техники, океан открывает человеку свои тайны.

Наши друзья