Близкие дороги океана

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

В числе других причин распространения идей социализма в Тропической Африке авторы называют как бесспорный факт то, что социализм является оружием борьбы против колониального господства и служит моделью экономического развития. «В особом плане экономического развития, — говорится в книге, — бесспорно то, что социалистические преобразования в таких странах, как СССР и КНР, оказали глубокое влияние на политическую мысль африканских лидеров». По их мнению, марксизм предстает перед слаборазвитыми странами в двойном аспекте: «Сначала как объяснительная модель процессов колонизации и деколонизации и затем как техническая модель экономического роста». Для обозначения немарксистских социалистических концепций, получивших широкое распространение в развивающихся странах, часто применяется термин «национальный социализм», или «социализм национального типа». Однако этот термин вряд ли можно считать вполне удачным. Кстати, вопрос о терминах, которые бы, по возможности, полно и научно верно отражали новые явления в социально-политической жизни развивающихся стран, требует специального рассмотрения. Многие применяемые нами понятия не совсем подходят к раскрытию содержания того явления, для обозначения которого они используются.

Термин «национальный социализм», на наш взгляд, имеет ряд существенных недостатков. Прежде всего, подчеркивая национальную сторону этого социального явления, он как бы отодвигает на второй план и даже затушевывает его классовую сущность. Слово «национальный» легко заменяется словами «африканский», «арабский», «индийский», «индонезийский» и т. п. Однако такая механическая замена слов никак не раскрывает характера и особенностей этих социализмов, не отвечает на главный вопрос, какова их классовая природа. К тому же этот термин, возникший, очевидно, по аналогии е «национальным капитализмом», может создать ложное впечатление, будто в данной стране или районе существует единая система социалистических взглядов или единая политика социалистической ориентации, выработанная с учетом национальных особенностей и традиций.

Между тем различия между социалистическими течениями обусловлены не только особенностями тех или иных стран и районов, но существенно отличаются в каждой конкретной стране. Неправильно думать поэтому, будто «африканский» или «арабский» социализм представляет собой единое идейное течение. Между взглядами и течениями, искусственно объединенными в одно понятие «арабский социализм», не больше общего, чем между «арабским» и «индийским» социализмом.

Правда, есть немало ревностных защитников терминов «арабский социализм», «африканский социализм» и т. д. В Каире опубликованы две книги: «Основы арабского социализма» и «Арабские исследования», авторы которых И. Ад-Дауля и Лямаи Мутыи взяли на себя задачу обосновать правомерность термина «арабский социализм» и доказать его универсальность. Ад-Дауля утверждает даже, что «арабский социализм» и его философия поднялись над материализмом и идеализмом.

Лямаи Мутыи изображает дело так, будто понятие «арабский социализм» не признается марксистами лишь потому, что они отказывают в принадлежности к социализму всякому, кто находится вне рядов какой-либо коммунистической партии. Тех, кто выступает против выражения «арабский социализм», подчеркивая ненаучность этого термина, автор пытается изобразить противниками революционных достижений ОАР. Грубо искажая позицию арабских коммунистов, Лямаи Мутыи утверждает, что «империализм использует тот же самый прием, заявляя, что социализм означает не что иное, как коммунизм, пытаясь тем самым отвлечь внимание народных масс от требования социалистических преобразований. В этом случае используется традиционный страх широких народных масс перед незнакомыми им принципами, отличающимися от их традиций и национального наследства».

При внимательном рассмотрении аргументации указанных авторов в пользу использования термина «арабский социализм» хорошо видно, что все их теоретическое обоснование этого понятия преследует плохо скрываемую цель придать социалистическим идеям и взглядам, распространение которых в арабских странах они не в состоянии сдержать, религиозно-националистическую окраску и не допустить их эволюции в сторону научного социализма.

Оглавление

Аннотация
Океан... С незапамятных времен людей завороживала и пугала эта неизмеримо глубокая темно-синяя пучина, скрывающая за неизвестность... Недаром столько легенд и мифов, дошедших до нас из тех веков, связано с океаном. И лишь сегодня, благодаря развитию науки и техники, океан открывает человеку свои тайны.

Наши друзья